Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона

Переправы на судоходном участке Верхнего Дона

Список переправ

Наименование официальное (историческое) Широта Долгота Ссылки на карты Ближайшие населённые пункты Тип переправы Наличие моторных судов Дополнительный паром Причалы для высокой воды Собственность Оперативное управление Оперативная разводка Примечание
Липецкая область
Наплавной пешеходный мост в с. Донское (Донская переправа) 52°37'3.84"N (52.617734) 38°57'43.21"E (38.962002) Я.к
G.m
Wm
еС
Донское Задонский район Наплавной понтонный мост (пешеходный) Моторных судов нет Нет Нет Сельсовет Область (ГУП "Задонскдорстрой ремонт") Не практикуется Неофициально доступен для мотоциклов
Понтонный мост у с.Замятино (Замятинская переправа) 52°19'15.41"N (52.320947) 38°55'23.17"E (38.923102) Я.к
G.m
Wm
еС
Замятино Задонский район Наплавной понтонный мост Моторных судов нет Нет Нет Область Область (ГУП "Задонскдорстрой ремонт") Не практикуется Построен в Павловске в 2012 взамен аналогичного старого моста, доставлен на место посуху
Воронежская область
Наплавной мост у с.Малышево 51°32'28.18"N (51.541161) 39°4'44.07"E (39.078908) Я.к
G.m
Wm
еС
Я.п
Новогремячье Хохольский район; Шилово, Малышево город Воронеж Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 Нет Есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна В 2007 мост капитально отремонтирован или, возможно, заменён на новый
Наплавной мост у с.Хворостань 51°10'14.58"N (51.170716) 39°17'48.7"E (39.29686) Я.к
G.m
Wm
еС
Старая Хворостань, Титчиха Лискинский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 Нет Нет Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна
Наплавной мост у с.Коротояк 50°59'19.16"N (50.988656) 39°11'55.12"E (39.198644) Я.к
G.m
Wm
еС
Коротояк, Петропавловка Острогожский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 (возможно есть ещё мотолодка) Нет Есть Область Область (ООО "Автодор" г.Острогожск) Возможна
Наплавной мост на автомобильной дороге Ольховатка - Старая Калитва 50°7'46.57"N (50.129602) 40°1'23.3"E (40.023138) Я.к
G.m
Wm
еС
Старая Калитва Россошанский район; Ольховатка Верхнемамонский район Наплавной понтонный мост Возможно есть Нет Вероятно есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Неизвестно Построен в Павловске в 2012 взамен частного канатного парома
Наплавной мост у с.Галиевка 49°59'2.71"N (49.984087) 40°38'23.96"E (40.639989) Я.к
G.m
Wm
еС
Я.п
Галиевка, Подколодновка Богучарский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 и катер МК Д-09-1435 Есть Есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна
Ростовская область
Мост с разводным пролетом у ст.Казанская 49°47'27.63"N (49.791009) 41°8'1.04"E (41.133621) Я.к
G.m
Wm
еС
Казанская, Озерский Верхнедонской район Мост с вертикально-подъемным разводным пролетным строением Область Область (неизвестно) Построен в 2009 взамен наплавного понтонного моста и моторной паромной переправы
Волгоградская область
Паромная переправа ст. Новогригорьевская 49°25'17.97"N (49.421657) 43°38'46.77"E (43.646325) Я.к
G.m
Wm
еС
Новогригорьевская Иловлинский район Две независимые паромные перправы, моторная и канатная Теплоход Ветер на моторной паромной переправе Есть дополнительный канатный паром Возможно Область Область (ГУП "Волгоград автодор") Моторная переправа работает по графику, канатная переправа, возможно, работает круглосуточно
Паромная переправа ст. Сиротинская 49°16'1.25"N (49.267015) 43°42'50.74"E (43.714095) Я.к
G.m
Wm
еС
Сиротинская, Белужино-Колдаиров Иловлинский район Моторная паромная переправа Теплоход Вымпел Нет Неизвестно Область Область (ГУП "Волгоград автодор") Паромная переправа открыта в 2009 вместо старого понтонного моста, работает по графику
Паромная переправа ст. Трехостровская 49°5'49.7"N (49.09714) 43°55'46.98"E (43.929718) Я.к
G.m
Wm
еС
Трехостровская Иловлинский район Моторная паромная переправа Теплоход Нептун (возможно есть ещё катер) Нет Неизвестно Область Область (ГУП "Волгоград автодор") Паромная переправа работает по графику

Примечания к списку

1. В таблице приведена информация обо всех случаях "враждебного пересечения" судоходного пути и сухопутных транспортных путей на Верхнем Дону. Под "враждебными пересечениями" понимаются все пересечения, по которым невозможно одновременное движение без помех по реке и по сухопутному пути. На указанном участке реки такими "враждебными пересечениями" являются регулярно действующие наплавные мосты, регулярно действующие паромные переправы и разводной мост. Высоководные мосты, которые не оказывают помех для судоходства, в таблице не указаны. Нерегулярно действующие наплавные мосты и нерегулярно действующие паромные переправы в таблице также не указаны.
2. Под Верхним Доном понимается участок реки от верхней границы судоходства по реке (селение Гагарино чуть выше устья Быстрой Сосны) до входа в порт Калач-на-Дону (который регулярно используется глубоководными судами). В таблице приведены данные только по реке Дон, данных по судоходным притокам Дона (Хопер, Воронеж и другие) в таблице нет. В таблице приведены данные на начало 2016 года. Временные изменения (закрытие на зимний период, закрытие на период паводка или закрытие для кратковременного ремонта) в таблице не учтены. Объекты в таблице расположены сверху вниз по течению реки и сгруппированы по регионам.
3. Около Щучье Лискинского района Воронежской области имеется наплавной автомобильный мост через протоку Кирпичная. В таблице этот мост не указан, так как протока Кирпичная несудоходная и этот наплавной мост не является случаем "враждебного пересечения".
4. Долгота и широта всех объектов указана по данным системы Яндекс.Карты без округления и без проверки по другим источникам. Для некоторых действующих мостов спутниковые снимки могли быть сделаны в период временного отсутствия переправы или в период временного закрытия переправы. Некоторые ликвидированные мосты могут быть показаны на старых спутниковых снимках.
5. В названиях геоинформационных систем (электронных карт) использованы следующие сокращения: Я.к=Яндекс.Карты, G.m=Google.maps, Wm=Wikimapia, еС=eСоседи, Я.п=Яндекс.Пробки.
6. Суда, принадлежащие одному судовладельцу (ОАО "Воронежавтодор" или ГУП "Волгоградавтодор") могут работать на разных переправах.
7. В официальных названиях всех мостов есть фраза "через р. Дон", например "Наплавной пешеходный мост через р. Дон в с. Донское". Поскольку в таблице данные только по реке Дон, фраза "через р. Дон" убрана в таблице из названия.
8. Название кажого региона в таблице является ссылкой на страницу с подробной информацией обо всех "регулярных" наплавных мостах данного региона.
9. 15 марта 2015 года наплавные мосты в Малышево, Хворостани и Коротояке были внепланово разведены за несколько дней до начала ледохода. Это было связано с "побегом" 4 барж из воронежского порта на реке Дон. Все буксиры в порту ещё стояли на зимнем отстое, поэтому две баржи поймали только ниже Лисок. Навигация на Нижней Волге в этот год началась только 26 марта, поэтому "побег" стал заметным событием в истории донского судоходства.


Общие выводы

1. В типах работающих переправ четко прослеживаются региональные различия. Ни один из четырёх регионов Верхнего Дона не смог обойтись без "враждебных пересечений", при этом каждый регион выработал свой тип переправы. Это современная тенденция, ещё в недавнем прошлом в каждом из регионов были переправы различных типов. Но сейчас явно видно стремление к унификации. Например, Волгоградская область в 2009 заменила наплавной мост на паром, а Воронежская область, наоборот, в 2012 заменила паром на наплавной мост.
2. Липецкая область использует наплавные понтонные мосты самой простой конструкции (без моторных судов, без дополнительных паромов, без высоких причалов). Разводку мостов проводят с берега, оперативная разводка мостов не предусмотрена.
3. Воронежская область перешла на использование наплавных понтонных мостов, но для региона характерны дополнительные опции наплавных мостов. У всех (или у большинства) наплавных мостов предусмотрены моторные суда и возможность оперативной разводки. Часто встречаются высокие причалы, у одного моста есть дополнительный моторный паром. Хотя на практике эти дополнительные возможности используются достаточно ограниченно. В качестве моторных судов используются старые маломощные катера, разводят наплавные мосты редко и неоходно, во время самой высокой воды мосты всё равно закрывают, а моторный паром работает редко.
4. Ростовская область после строительства разводного моста ликвидировала на Верхнем Дону абсолютно все переправы старого типа. Любопытно, что ни один из других регионов не строил и не собирается строить на Верхнем Дону разводные мосты. Все прочие регионы сделали ставку на типовые советские высоководные железобетонные мосты. В этом тоже прослеживается региональная специфика, в Ростовской области разводные мосты на Нижнем Дону появились ещё в 19 веке, так что они уже привыкли к этому решению. К моменту начало проектирования разводного моста регулярного судоходства на Верхнем Дону в Ростовской области уже почти не было. Поэтому руководство области позиционирует этот мост как обычный высоководный неразводной мост. С практичекий точки зрения это так и есть, я в Интернете не нашёл ни одной жалобы на разводку этого моста.
5. Волгоградская область сделала ставку на моторные паромные переправы. У них, возможно, осталась ещё одна канатная переправа, но она уже используется только как дополнительная. Хотя в целом всё достаточно просто, и теплоходы, и паромы у них старые, а время регулярной работы переправ довольно ограниченное (непонятно даже, работают ли их моторные переправы в тёмное время суток). В регионе на Верхнем Дону нет ни одного специализированного паромного судна, на этих паромных переправах не используются даже палубные грузовые теплоходы (хотя на Волге в регионе всё это было и есть).
6. Региональное разделение по типам переправ имеет достаточно очевидное объяснение. Через Волгоградскую и Ростовскую область проходят глубоководные пути, поэтому они тяготеют к речному решению проблемы "вынужденных пересечений", то есть к организации моторных паромных переправ или к строительству разводных мостов. В Воронежской и Липецкой областях речные традиции практически утрачены, поэтому они решают проблему по автомобильному, путем организации типовых понтонных переправ. При этом ширина реки и интенсивность судоходства на всём протяжении Верхнего Дона примерно одинаковая, различие в типах переправ явно зависит от региона.
7. По форме собственности почти все переправы принадлежат государству в лице областных властей. Только Донская переправа в Липецкой области вероятно формально принадлежит муниципалитету. В этом смысле Донская переправа является уникальной. Исторически почти в каждом крупном населенном пункте на Верхнем Дону был свой паром. Даже в последние году советской власти я думаю было ещё до десятка сельских паромов, они обычно принадлежали колхозам. Транзитного значения эти паромы не имели и использовались просто для поездок на другой берег. Но затем все эти паромы погибли и сейчас на всем Верхнем Дону осталась только одна муниципальная переправа для прогулок по заречным заливным лугам.
8. Ни одной регулярной частной переправы, коммерческой переправы или переправы необщего пользования на Верхнем Дону сейчас нет. Последняя частная переправа действовала до 2011 года в Ольховатке. Но затем областные власти ликвидировали этот бизнес, когда готовили место для своего проекта наплавного моста. Так что сейчас все действующие переправы на Верхнем Дону управляются и финансируются государством в лице областных властей. Хотя при этом все паромные переправы в Волгоградской области являются платными, причём оплачивается даже проезд пассажиров. Проезд на этих переправах достаточно дорогой, особенно если учесть небольшую ширину реки и устаревшие суда. Это очередной экономический парадокс современного российского транспорта: чем меньше государство вкладывает в автомобильные переправы, тем дороже стоит проезд по ним. За коротенькую поездку на древнем государственном пароме чуть ли не 50-летнего возраста надо заплатить весьма приличные деньги, а вот пользоваться огромным разводным мостом можно совершенно бесплатно. Но, конечно, российскому транспорту не привыкать к экономическим парадоксам.
9. Во всех регионах оперативное управление переправами осуществляют государственные автодорожные организации областного уровня. Даже собственником теплоходов в Волгоградской области являются дорожники. Речники нигде не имеют отношения к этим переправам, ни речные порты, ни путейцы. При этом, по иронии судьбы, на Верхнем Дону путейцы осуществляют оперативное управление Воронежским гидроузлом (на глубоководной системе гидроузлами почти везде управляют энергетики, но в Воронежском гидроузле нет и никогда не было генераторов).
10. В Липецкой области обе переправы региона расположены в Задонском районе, в Волгоградской области все три переправы расположены в Иловлинском районе. А вот в Воронежской области обратная ситуация: все пять переправ находяться в разных районах, причём нигде в одном районе нет двух переправ.
11. Большинство переправ находяться в одном административном районе. Только в Воронежской области две переправы соединяют разные районы. В административном центре района находится только разводной мост в Казанской, все прочие переправы находятся в обычных селах. Как и следовало ожидать, постоянные мосты строятся в первые очередь в райцентрах, а переправы остаются только в глубинке. Впрочем, наплавной мост в Галиевке совсем недалеко от города и райцентра Богучара. А наплавной мост в Малышево формально находится на окраине миллионного Воронежа.
12. Классическая технология канатных паромов быстро уходит в прошлое. После замены канатного парома в Ольховатке на наплавной мост на Верхнем Дону остался вероятно только один действующий канатный паром в Новогригорьевской. Исторически именно канатные паромы были самым простым, дешевым и массовым вариантом организации переправы на Верхнем Дону. Но, похоже, их история уже заканчивается.

Переспективы переправ Верхнего Дона

1. Краткосрочных угроз переправам Верхнего Дона нигде нет. Во всех регионах налажен процесс их обновления и текущего финансирования. Даже если какая-то конкретная переправа внезапно выйдет из строя по техническим причинам или в результате аварии, скорее всего регион в течении года восстановит работу переправы.
2. Среднесрочные и долгосрочные переспективы очень сильно зависит от того, сохранит ли Дон судоходный статус. Если Дон будет официально признан несудоходным, то это наверняка вызовет всплеск мостостроительства, как это уже произошло в среднем течении реки Воронеж. Из-за гидрологических особеностей Верхнего Дона (длительная стабильная низкая межень при возможности весьма высокого весеннего половодья) отказ от судоходства может очень сильно удешевить мостостроительство.
3. В Липецкой области среднесрочные переспективы хорошие: замятинская переправа совсем новая, а донская переправа работает в облегчённом режиме. Однако долгосрочные переспективы сомнительные. Замятинская переправа это последний в регионе наплавной мост и при тучном бюджете её вполне могут превратить в высоководный мост. А Донская переправа расположена в обычном селе, и сельсовет может просто не удержать у себя такой экзотический объект.
4. Воронежская область в среднесрочной переспективе самая проблемная. Пять наплавных мостов постоянно стареют и подвергаются всевозможным рискам, а ни одного запасного моста в регионе нет. С другой стороны в регионе есть Павловский завод, который уже освоил ремонт старых и выпуск новых наплавных мостов. А регион недавно отметился строительством нового государственного наплавного моста на месте коммерческой паромной переправы. Так что в среднесрочной переспективе все проблемы я думаю будут решать в рабочем порядке. Долгосрочная переспектива у переправ хорошая, заменить все пять переправ на постоянные мосты в обозримом будущем нереально.
5. В Ростовской области процесс развития переправ практически закончился, в Вешенской нестарый высоководный мост, в Казанской новый разводной мост. Так что в среднесрочной переспективе изменений не ожидается. В долгосрочной переспективе возможны некоторые изменения, типа ликвидации разводного пролёта в Казанской (всё равно никто не надеется на восстановление судоходства) или закрытия на долгосрочный ремонт моста в Вешенской. Но пока до этого далеко.
6. В Волгоградской области основная среднесрочная угроза это весьма старые суда: и паромы-площадки, и буксирные теплоходы. Поскольку государство постоянно повышает требования к коммерческим судам, это серьёзная угроза. В среднесрочной региону явно придётся обновлять суда на паромных переправах. А вот долгосрочные переспективы хорошие: строительство трёх постоянных мостов всего в одном районе весьма маловероятно. А какие-нибудь не очень старые суда для паромных переправ в регионе всегда можно будет найти.


Cтраница создана 17 января 2014 года, последнее обновление страницы 23 октября 2016 года

Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона