Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона

Список наплавных мостов Воронежской области

Список мостов

Наименование официальное (историческое) Широта Долгота Ссылки на карты Река Ближайшие постоянные высоководные мосты Ближайшие населённые пункты Тип переправы Наличие моторных судов Дополнительный паром Причалы для высокой воды Собственность Оперативное управление Оперативная разводка Примечание
Наплавной мост у с.Семилуки 51°43'20.25"N (51.722291) 39°3'37.65"E (39.060459) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 0,2 км ниже платного автодорожного моста (при совместной работе), 26,2 км ниже автодорожного моста; 5,8 км выше железнодорожного моста, 10,4 км выше автодорожного моста Семилуки Семилукский район; Подклетное город Воронеж Наплавной понтонный мост Катер Вероятно, до постройки высоководного моста рядом был второй понтонный мост Возможно были Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Была возможна ЛИКВИДИРОВАН
C 1994 до 2002 работал как бесплатный мост в паре с новым платным автодорожным мостом. После того, как новый мост стал бесплатным, понтонный мост закрыли.
Наплавной мост у с.Малышево
[наплавной мост на км 17+300 автомобильной дороги Воронеж - Малышево - Гремячье]
51°32'28.18"N (51.541161) 39°4'44.07"E (39.078908) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 16,5 км ниже автомобильного моста; 32,0 км выше автомобильного моста Новогремячье Хохольский район; Шилово, Малышево город Воронеж Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 Нет Есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна Новые причалы установлены осенью 2005.
В 2007 мост капитально отремонтирован или, возможно, заменён на новый.
Ремонт подходов к мосту в конце 2015 года.
Наплавной мост у с.Гремячье 51°28'10.53"N (51.469593) 39°1'21.71"E (39.022698) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 26,8 км ниже автомобильного моста; 21,7 км выше автомобильного моста Гремячье, Рудкино Хохольский район Наплавной понтонный мост Катер Нет Нет Область, после закрытия сельсовет Область (вероятно ОАО "Воронежавтодор") Была возможна ЛИКВИДИРОВАН
Затонул в начале 2008 при проведении плановых работ, более не восстанавливался.
Наплавной мост у г.Нововоронежа 51°18'59.42"N (51.316506) 39°10'17.03"E (39.171398) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 36,6 км ниже автомобильного моста; 80,8 км выше железнодорожного моста; 83,8 км выше автомобильного моста Борщево Хохольский район; Нововоронеж Каширский район Наплавной понтонный мост Катер Нет Вероятно были Неизвестно Неизвестно Была возможна ЛИКВИДИРОВАН
Вероятно в конце 2006 после строительства высоководного автомобильного моста.
Наплавной мост у с.Хворостань 51°10'14.58"N (51.170716) 39°17'48.7"E (39.29686) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 27,4 км ниже автомобильного моста; 58,0 км выше железнодорожного моста; 61,0 км выше автомобильного моста Старая Хворостань, Титчиха Лискинский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 Нет Нет Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна
Наплавной мост у с.Коротояк 50°59'19.16"N (50.988656) 39°11'55.12"E (39.198644) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 57,6 км ниже автомобильного моста; 27,8 км выше железнодорожного моста; 30,8 км выше автомобильного моста Коротояк, Петропавловка Острогожский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 (возможно есть ещё мотолодка) Нет Есть Область Область (ООО "Автодор" г.Острогожск) Возможна
Наплавной мост у с.Щучье 50°56'33.23"N (50.942563) 39°44'56.88"E (39.749132) Я.к
G.m
Wm
еС
протока Кирпичная р. Дон Другие мосты через протоку отсутствуют Щучье, Переезжее Лискинский район Наплавной мост из старой баржи Нет Нет Нет Неизвестно, вероятно сельсовет Неизвестно Не требуется(мост на остров) Единственный мост на очень большой остров в пойме реки через несудоходный рукав реки.
Наплавной мост на автомобильной дороге Ольховатка - Старая Калитва 50°7'46.57"N (50.129602) 40°1'23.3"E (40.023138) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 66,6 км ниже автомобильного моста; 51,9 км выше автомобильного моста Старая Калитва Россошанский район; Ольховатка Верхнемамонский район Наплавной понтонный мост Возможно есть Нет Вероятно есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Неизвестно НОВЫЙ МОСТ
Построен в Павловске в 2012 взамен частного канатного парома.
Наплавной мост у с.Галиевка 49°59'2.71"N (49.984087) 40°38'23.96"E (40.639989) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 29,7 км ниже автомобильного моста; 71,9 км выше автомобильного моста Галиевка, Подколодновка Богучарский район Наплавной понтонный мост Катер БМК-130 и катер МК Д-09-1435 Есть Есть Область Область (ОАО "Воронежавтодор") Возможна Построен в 2003
Перед установкой нового моста действовали временные схемы организации переправы. Сначала работал один паром, а затем действовал временный наплавной мост из двух барж.
Пешеходный понтонный мост в Борисоглебске 51°21'50.18"N (51.363939) 42°3'35.59"E (42.059886) Я.к
G.m
Wm
еС
старица р. Ворона других мостов нет, 1,4 км до конца старицы город Борисоглебск; Теллермановский Грибановский район Наплавной понтонный мост (пешеходный) Нет Нет Нет Город Вероятно город Не требуется (несудоходная река) Построен в 2011 ЗАО "Борисоглебскгазстрой" взамен аналогичного аварийного старого моста.

Примечания к списку

1. В таблице приведена информация обо всех наплавных мостах общего пользования на территории Воронежской области. В таблице есть сведения о всех действующих наплавных мостах и о всех наплавных мостах, закрытых за последние пятнадцать лет (примерно с начала 2000-х годов, то есть после ликвидации понтонного моста в Лисках). Наплавные мосты сгруппированы по рекам.
2. Информация о "нерегулярных" наплавных мостах Воронежской области в указанный период (то есть о временных мостах или об обсуждаемых проектах наплавных мостов) приведена в отдельном списке.
3. В таблице приведены данные на начало 2016 года. Временные изменения (закрытие на зимний период, закрытие на период паводка или закрытие для кратковременного ремонта) в таблице не учтены.
4. Долгота и широта всех объектов указана по данным системы Яндекс.Карты без округления и без проверки по другим источникам. Для некоторых действующих мостов спутниковые снимки могли быть сделаны в период временного отсутствия переправы или в период временного закрытия переправы. Некоторые ликвидированные мосты могут быть показаны на старых спутниковых снимках.
5. В названиях геоинформационных систем (электронных карт) использованы следующие сокращения: Я.к=Яндекс.Карты, G.m=Google.maps, Wm=Wikimapia, еС=eСоседи.
6. Примерные расстояния между мостами всегда указаны по главному руслу реки.
7. У ликвидированного моста в Гремячьем весьма любопытная история. Мост эффектно затонул в начале 2008 года, когда подъемный кран пытался поднять из воды катер для проведения обследования. До аварии мост принадлежал области и управлялся областными дорожниками. Однако после аварии остатки моста официально отдали сельсовету. После этого мост ещё хотели восстановить, возможно как пешеходный. Однако из-за полного отсутствия финансирования вскоре переправу официально ликвидировали. О судьбе останков моста есть две версии. По одной версии мост оставался в Гремячьем, где его в конце 2009 незаконно распилили на металлолом. По другой версии мост всё таки отправили на ремонт в Павловск, где эти остатки использовали для создания моста у Старой Калитвы. Пока останки моста ещё были в Гремячьем, в них однажды врезался понтон, сбежавший с переправы в Новогремяченском.
8. Действующий понтонный мост в Галиевке построен в 2003 вероятно в Павловске. Старый мост был закрыт примерно за полгода до этого. Во время перерыва переправу сначала обеспечивал паром. А затем был создан временный наплавной мост на основе двух барж, то есть нетипичный для Верхнего Дона наплавной мост.
9. Понтонный мост в Борисоглебске входит в состав весьма необычного пешеходного пути из поселка Теллермановский в город Борисоглебск. На этом пути через реку Ворону переброшен пешеходный висячий мост, вероятно высоководный. А через старицу реки Ворона (река имеет довольно широкую пойму) наводится пешеходный понтонный мост. Для Верхнего Дона это очень необычный путь. Поскольку основной автодорожный мост Борисоглебска недавно дважды рушился с человеческими жертвами, а временный автодорожный мост низководный и перегруженный, в целом получается уникальная транспортная система.
10. Высоководный автодорожный мост у села Семилуки был построен ещё в 1993 году. Однако через год, летом 1994 года, проезд по мосту стал платным. Это было сделано на основании специального указа Президента РФ 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе". При этом высоководный мост принадлежал региону, обслуживался регионом и был построен на бюджетные средства. Это был единственный платный мост общего пользования в бассейне Верхнего Дона. При этом понтонный мост считался бесплатным объездом платного моста. В марте 2002 года проезд по высоководному мосту стал бесплатным. Вероятно, в это же время был ликвидирован понтонный мост.


Общие выводы

1. Несмотря на упадок коммерческого судоходства в Воронежской области, технология наплавных переправ в регионе смогла сохраниться и даже продолжает развиваться. Число наплавных переправ постоянно сокращается, но даже в долгосрочной переспективе в регионе сохранятся несколько наплавных переправ.
2. В Воронежской области имеются наплавные переправы самых разных типов. Переправа в Борисоглебске является примером простого пешеходного понтонного моста безо всяких дополнительных опций. А вот переправа в Галиевке является противоположным примером технически сложного наплавного моста: с дополнительным паромом, с двумя моторными судами, с причалом для высокой воды. У села Семилуки до постройки высоководного моста возможно действовал двухниточный наплавной мост. Вероятно, на всех донских наплавных мостах предусмотрена (или была предусмотрена) возможность оперативной разводки, для этого при каждой переправе есть (или был) моторный катер.
3. В 90-е в регионе из-за отсутствия финансирования было ликивидировано множество "колхозных" паромов. В отличие от паромов, большинство наплавных мостов принадлежало государству. Поэтому наплавные мосты в регионе достаточно хорошо пережили постперестроечный кризис. В начале 2000-х (после того как высоководный мост у села Семилуки стал бесплатным) в регионе действовало семь постоянных наплавных мостов, из них сохранилось пять мостов. При этом три из пяти сохранившихся мостов были заменены на новые или капитально отремонтированы. Мост в Нововоронеже был закрыт из-за постройки высоководного моста, мост в Гремячьем был закрыт из-за отсутствия финансирования. Также был построен один новый наплавной мост в Старой Калитве. Мост в Гремячьем был ликвидирован по бюрократическим причинам: областные дорожники отказались от него, а у сельсовета конечно не было денег на содержание моста. Так что в Воронежской области основной причиной сокращения числа наплавных переправ является строительство высоководных мостов. Закрытие наплавных мостов из-за отсутствия финансирования носит второстепенный характер.
4. Все наплавные мосты в списке являются государственными бесплатными переправами общего пользования. Коммерческих наплавных мостов или наплавных мостов необщего пользования в регионе нет. Под вопросом работа парома в Галиевке в периоды планового отсутстствия наплавного моста. Точной информации нет, но судя по всему паром в Галиевке тоже является бесплатным. Любопытно, что бесплатный государственный мост в Старой Калитве был построен взамен частной коммерческой паромной переправы. Также очень любопытной была ситуация в селе Семилуки, когда понтонный мост работал как бесплатный объезд платного высоководного моста.
5. Наплавные мосты в регионе делятся на автомобильные и пешеходные. От автомобильных переправ до ближаших высоководных мостов не менее нескольких десятков километров, при этом автомобильные переправы имеют некоторое транзитное значение. Пешеходные мосты не имеют транзитного значения, они важны только для жителей одного или двух населенных пунктов. При этом не дальше нескольких километров от пешеходной переправы уже есть постоянный мост. Особым случаем является мост в Щучье. Это пример автомобильного моста на остров в пойме реки, то есть это автомобильный мост без транзитного значения.
6. По форме собственности автомобильные переправы с транзитным значением принадлежат государству в лице областных властей. Пешеходные переправы принадлежат местным муниципалитетам. Особым случаем является мост в Щучье. Точной информации по нему нет, но, веротяно, этот автомобильный мост принадлежит сельсовету.
7. Оперативное управление автомобильными переправами с транзитным значением осуществляют различные государственные автодорожные организации областного уровня. Особенностью Воронежской области является разделение государственных автомобильных наплавных мостов между двумя эксплуатирующими организациями. По Щучье данных нет, но, вероятно, мостом управляет сельсовет. По Борисоглебску данных нет, но, вероятно, мостом управляют городские коммунальщики.
8. В Воронежской области расположение наплавных мостов явно тяготеет к судоходным рекам. Из девяти донских наплавных мостов восемь расположены на судоходном участке реки. В Щучье и Борисоглебске наплавные мосты расположены на несудоходных участках рек. Но в Щучьем мост расположен в непосредственной близости от судоходного русла реки. А в Борисоглебске главное русло реки относительно недавно было судоходным.

Переспективы наплавных мостов Воронежской области

1. Краткосрочных угроз наплавным мостам нигде нет, в регионе налажен процесс их обновления и текущего финансирования.
2. В среднесрочной переспективе основная угроза для моста в Галиевке и моста в Малышево это строительство высоководных мостов. Для остальных мостов очевидных угроз нет, стоительство в среднесрочной переспективе других высоководных мостов маловероятно.
3. Дон в Воронежской области на участке до села Семилуки в среднесрочной переспективе почти наверняка сохранит статус судоходной реки, поэтому появление в Воронежской области низководных мостов на Дону маловероятно.


Cтраница создана 6 февраля 2014 года, последнее обновление страницы 23 октября 2016 года

Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона