Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона

Список наплавных мостов Волгоградской области

Список мостов

Наименование официальное (историческое) Широта Долгота Ссылки на карты Река Ближайшие постоянные высоководные мосты Ближайшие населённые пункты Тип переправы Собственность Оперативное управление Оперативная разводка Примечание
Понтонный мост через р. Хопер у х. Бубновский в Урюпинском районе 50°57'16.08"N (50.954468) 41°52'41.63"E (41.878231) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Хопер 21,9 км ниже железнодорожного моста; 28,3 км ниже автодорожного моста; 36,4 км выше автодорожного моста Бубновский, Михайловская Урюпинский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Волгоградавтодор") Не требуется (несудоходная река) Построен в 1998 вместо низководного деревянного моста.
Около 2008 на мосту была установлена безнапорная микроГЭС для освещения моста.
В 2015 общественники заявили о необходимости строительства высоководного бетонного моста, но областные власти не поддержали идею.
Наплавной пешеходный мост через р. Хопер у г.Урюпинск 50°47'37.22"N (50.793672) 41°58'45.1"E (41.979194) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Хопер 1,85 км ниже автодорожного моста; других мостов в пешеходной доступности нет город Урюпинск; Горский Урюпинский район Наплавной мост (пешеходный) Город Город Не требуется (несудоходная река) ВЕРОЯТНО ЛИКВИДИРОВАН
В сезон 2010 ещё точно наводился.
Наплавной пешеходный мост через оз. Подпесочное у г.Урюпинск 50°48'1.64"N (50.800455) 41°59'17.61"E (41.988225) Я.к
G.m
Wm
еС
оз. Подпесочное (пойма р. Хопёр) 0,8 км до конца озера город Урюпинск Наплавной мост (пешеходный) Город Город Не требуется (несудоходная река)
Понтонный мост через р. Хопер у х. Захоперский в Нехаевском районе 50°30'21.72"N (50.506033) 41°55'31.74"E (41.925482) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Хопер 60,0 км ниже автодорожного моста; 58,1 км ниже наплавного пешеходного моста; 33,0 км выше наплавного понтонного моста; 70,3 км выше автодорожного моста; Захоперский Нехаевский район; Провоторовский Урюпинский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Волгоградавтодор" или ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог"), подрядчик возможно компания "Мостдорсервис". Не требуется (несудоходная река) Мост ремонтировался в 2008.
Понтонный мост через р. Хопер у ст. Тишанская 50°21'26.17"N (50.35727) 42°0'36.11"E (42.010031) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Хопер 33,0 км ниже наплавного понтонного моста; 93,0 км ниже автодорожного моста; 37,3 км выше автодорожного моста; Тишанская Нехаевский район; Гущинский Алексеевский район Наплавной понтонный мост Сельсовет Сельсовет Не требуется (несудоходная река)
Понтонный мост через р. Медведица у с. Егоровка-на-Медведице в Руднянском районе 50°50'14.08"N (50.837244) 44°41'55.58"E (44.698771) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Медведица 24,6 км ниже автодорожного моста; 0,07 км ниже пешеходного моста; 7,37 км выше железнодорожного моста; 84,4 км выше автодорожного моста; Егоровка-на-Медведице Руднянский район; Нижняя Добринка, Мельзавод Жирновский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Волгоградавтодор") Не требуется (несудоходная река) В непосредственной близости от наплавного моста имеется пешеходный мост. В 35,9 км ниже по течению есть непроезжая плотина действующей Красноярской ГЭС. Мост ремонтировался в 2008.
Понтонный мост через р. Медведица у ст. Березовская в Даниловском районе 50°16'27.72"N (50.274367) 43°58'57.77"E (43.982714) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Медведица 15,5 км ниже автодорожного моста; 22,7 км выше низководного автодорожного моста; 93,2 км выше железнодорожного моста; 100 км выше автодорожного моста Плотников 1-й, Березовская Даниловский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Волгоградавтодор") Не требуется (несудоходная река) В 2013 при крушении лодки возле этого моста погибло 4 человек, ещё 1 человек погиб во время спасательной операции.
Понтонный мост через р. Медведица у х. Чиганаки 49°42'16.26"N (49.704517) 42°41'16.74"E (42.687982) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Медведица 48,3 км ниже автодорожного моста; вниз по течению (21,9 км) никаких мостов больше нет Козлов, Точилкин, Чиганаки 2-3 Кумылженский район Наплавной понтонный мост Вероятно сельсовет Вероятно сельсовет Не требуется (несудоходная река) Сезонный мост для хозяйственного освоения поймы реки. Мост частично (или полностью) финансируется местными предпринимателями.
Понтонный мост через р. Дон в ст. Сиротинская 49°16'1.25"N (49.267015) 43°42'50.74"E (43.714095) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 153 км ниже автодорожного моста; 124 км выше автодорожного моста; Сиротинская, Белужино-Колдаиров Иловлинский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Волгоградавтодор") Была возможна ЛИКВИДИРОВАН
Последний раз работал вероятно в 2007, с 2009 на месте моста работает моторный паром.

Примечания к списку

1. В таблице приведена информация обо всех наплавных мостах общего пользования на территории Волгоградской области в бассейне Верхнего Дона. В таблице есть сведения о всех действующих наплавных мостах и о всех наплавных мостах, закрытых за последние пятнадцать лет (примерно с начала 2000-х годов). Сведения о планируемых наплавных мостах и сведения о неругулярно действующих наплавных мостах приведены в отдельной таблице. Наплавные мосты сгруппированы по рекам.
2. Информация о "нерегулярных" наплавных мостах Волгоградской области в указанный период (то есть об учебных мостах или об обсуждаемых проектах наплавных мостов) приведена в отдельном списке.
3. В таблице приведены данные на начало 2016 года. Временные изменения (закрытие на зимний период, закрытие на период паводка или закрытие для кратковременного ремонта) в таблице не учтены.
4. Долгота и широта всех объектов указана по данным системы Яндекс.Карты без округления и без проверки по другим источникам. Для некоторых действующих мостов спутниковые снимки могли быть сделаны в период временного отсутствия переправы или в период временного закрытия переправы. Некоторые ликвидированные мосты могут быть показаны на старых спутниковых снимках.
5. В названиях геоинформационных систем (электронных карт) использованы следующие сокращения: Я.к=Яндекс.Карты, G.m=Google.maps, Wm=Wikimapia, еС=eСоседи.
6. Примерные расстояния между мостами всегда указаны по главному руслу реки.
7. У всех понтонных мостов в бассейнах Хопра и Медведицы отсутствуют моторные суда для обслуживания переправы, отсутствуют дополнительные причалы для высокой воды и отсутствуют дополнительные паромы. По крайней мере, я не нашел такой информации.
8. Мощность безнапорной микроГЭС волнового типа, установленной в 2008 году на мосту у х. Бубновский, составляет 3 кВт. Сообщалось также о планах установить аналогичную микроГЭС на мосту у х. Захопёрский. Преимуществом этой технологии считалось отсутствие электрических опор около русла реки, где они легко повреждаются половодьем.
9. В ночь со 2 на 3 марта 2016 годя мост у х. Захоперский сорвало ледоходом и унесло на 5 км вниз. Мост уже был планово разведён для пропуска ледохода, но его всё равно сорвало. Мост вернули на место 15 марта, но движение по мосту открыли несколько позже, только после спада половодья. То есть в весной 2016 года мост не работал несколько недель.


Общие выводы

1. Технология наплавных переправ в регионе смогла выжить. Число наплавных переправ постоянно сокращается, но даже в среднесрочной перспективе в регионе явно сохранятся несколько наплавных переправ.
2. В бассейнах рек Хопёр и Медведица Волгоградская область использует наплавные понтонные мосты самой простой конструкции: без моторных судов, без дополнительных паромов, без высоких причалов. Разводку мостов проводят с берега, оперативная разводка мостов нигде не предусмотрена. Наплавной мост с расширенной функциональностью был только в Сиротинской на Дону. Но этот мост был закрыт и заменён на моторную паромную переправу. Таким образом прослеживается стремление региона к унификации решений: на судоходных реках (не только бассейна Верхнего Дона) используются моторные паромные переправы, а на несудоходных реках используются наплавные мосты простой конструкции.
3. Наплавные переправы в регионе достаточно хорошо пережили постперестроечный кризис. Из девяти наплавных переправ, сохранившихся к началу 2000-х годов, была вероятно ликвидирована только одна переправа в Урюпинске (которая имела преимущественно рекреационное значение). Один наплавной мост был заменён моторной паромной переправой.Так что в Волгоградской области основной причиной сокращения числа наплавных переправ является их замена на другие типы переправ (на моторные паромы или на высоководные мосты). Закрытие наплавных переправ из-за нехватки финансирования носит второстепенный характер.
4. Все наплавные мосты в списке являются государственными бесплатными переправами общего пользования. Коммерческих наплавных мостов или наплавных мостов необщего пользования в регионе нет. Известно, что наплавной мост около Чиганаки финансировался (частично или полностью) на деньги местных предпринимателей. Насколько я понял, несмотря на коммерческое финансирование, сам мост сохранял статус моста общего пользования. Также в регионе дислоцируется понтонно-мостовой батальон железнодорожных войск, который на учениях периодически наводит переправы на разных реках региона. Но информация по деятельности этого батальона на Верхнем Дону приведена в отдельной таблице.
5. Наплавные мосты в регионе четко делятся на автомобильные и пешеходные. От автомобильных переправ до ближаших постоянных мостов не менее нескольких десятков километров. Пешеходные мосты в регионе имеют преимущественно рекреационное значение. При этом не дальше нескольких километров от пешеходной переправы уже есть постоянный мост.
6. По форме собственности автомобильная переправы с транзитным значением принадлежат государству в лице областных властей. Автомобильные переправы без транзитного значения и пешеходные переправы принадлежат местным властям в лице муниципалитетов или сельсоветов. Поэтому формально государственные власти отвечают только за автомобильные переправы с транзитным значением, то есть только примерно за половину из действующих наплавных переправ.
7. Оперативное управление областными наплавными мостами осуществляет государственная автодорожная организация областного уровня. А вот оперативное управление прочими наплавными состами региона осуществляется, вероятно, просто силами местных властей в рабочем порядке. Но точной информации об этом мало.
8. В Волгоградской области расположение наплавных мостов явно тяготеет к несудоходным рекам. Для судоходных рек Волгоградской области характерны моторные паромные переправы. Река Хопер ещё относительно недавно была судоходной, поэтому наплавные мосты на Хопре можно рассматривать как следы судоходного статуса реки. А вот река Медведица в этом смысле очень интересна. Регулярного судоходства по этой реке нет уже очень давно, оба действующих наплавных моста расположены выше плотины Михайловской ГЭС. То есть это явный случай строительства государственных транзитных наплавных мостов на явно несудоходной реке.

Переспективы наплавных мостов Волгоградской области

1. Краткосрочных угроз наплавным мостам нигде нет, в регионе налажен процесс их обновления и текущего финансирования.
2. В среднесрочной переспективе основная угроза для наплавных мостов областного подчинения это строительство постоянных мостов. Для наплавных мостов необластного подчинения основная угроза это временная нехватка финансирования у местных властей.
3. Наличие на заведомо несудоходной Медведице наплавных мостов транзитного значения это очень интересный транспортный феномен. В Егоровке-на-Медведице ширина реки вероятно менее 50м. На других похожих реках в бассейне Верхнего Дона уже давно построены постоянные мосты, высоководные или как минимум низководные. Ситуацию с наплавными мостами на Медведице трудно объяснить, поэтому сложно дать прогноз по наплавным мостам на Медведице.


Cтраница создана 27 февраля 2014 года, последнее обновление страницы 23 октября 2016 года

Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона