Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона

Список наплавных мостов Липецкой области

Список мостов

Наименование официальное (историческое) Широта Долгота Ссылки на карты Река Ближайшие постоянные высоководные мосты Ближайшие населённые пункты Тип переправы Собственность Оперативное управление Оперативная разводка Примечание
Наплавной пешеходный мост через р. Дон в с. Донское (Донская переправа) 52°37'3.84"N (52.617734) 38°57'43.21"E (38.962002) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 4,05 км ниже железнодорожного моста; 6,3 км выше автомобльного моста Анненка, Донское Задонский район Наплавной понтонный мост (пешеходный) Сельсовет Область (ГУП "Задонскдорстрой ремонт") Не практикуется (судоходная река) Неофициально доступен для мотоциклов. До строительства новой автодороги Липецк-Елец в 70-х годах это была автодорожная переправа.
Понтонный мост через р. Дон у с.Замятино (Замятинская переправа) 52°19'15.41"N (52.320947) 38°55'23.17"E (38.923102) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон 26,3 км ниже автомобльного моста; 32,4 км выше автомобльного моста; Замятино Задонский район Наплавной понтонный мост Область Область (ГУП "Задонскдорстрой ремонт") Не практикуется (судоходная река) Построен в Павловске в 2012 взамен аналогичного старого моста (заменён в неплановом порядке), доставлен на место посуху.
Понтонный пешеходный мост через р. Быстрая Сосна в районе ул. Нижний Затон 52°37'16.49"N (52.621246) 38°32'13.37"E (38.537047) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Быстрая Сосна 2,6 км ниже автомобльного моста; 2,65 км ниже пешеходного моста; 1,65 км выше железнодорожного моста город Елец Наплавной понтонный мост (пешеходный) Город Город (разные муниципальные предприятия и учреждения) Не требуется (несудоходная река) Построен на местном предприятии в 2013 взамен старого наплавного моста, заменён в плановом порядке. Мост сезонный, устанавливается после окончания половодья, убирается перед началом ледостава. Неофициально доступен для мотоциклов.
Понтонный пешеходный мост на остров около Центрального пляжа 52°36'9.69"N (52.602691) 39°36'59.42"E (39.616506) Я.к
G.m
Wm
еС
рукав р. Воронеж Другие мосты на остров отсутствуют, вместо моста действует нерегулярный коммерческий перевоз город Липецк Наплавной понтонный мост (пешеходный) Город Город (неизвестно) Не требовалась (мост на остров) ЛИКВИДИРОВАН Последний раз работал в сезон 2005 года. Официально списан вероятно в 2008 году.
Понтонный пешеходный мост на остров около санатория "Сухоборье" 52°26'11.73"N (52.436591) 39°30'56.59"E (39.51572) Я.к
G.m
Wm
еС
рукав р. Воронеж Другие мосты на остров отсутствуют, однако в санатории есть лодочная станция Санаторий "Сухоборье" Грязинский район Наплавной понтонный мост (пешеходный) Санаторий "Сухоборье"
(фактически НЛМК)
Санаторий "Сухоборье"
(фактически НЛМК)
Не требуется (мост на остров) Санаторий "Сухоборье" находится в Яманском заказнике, населённые пункты поблизости от санатория отсутствуют.
Понтонный пешеходный мост через р. Усмань в с. Новоуглянка 52°0'44.74"N (52.012427) 39°43'47.76"E (39.729932) Я.к
G.m
Wm
р. Усмань (Усманка) 3,6 км ниже автомобльного моста Усмань, Новоуглянка (Новоугляновка) Усманский район Наплавной понтонный мост (пешеходный) Неизвестно, вероятно сельсовет Неизвестно Не требуется (несудоходная река)

Примечания к списку

1. В таблице приведена информация обо всех наплавных мостах общего пользования на территории Липецкой области. В таблице есть сведения о всех действующих наплавных мостах и о всех наплавных мостах, закрытых за последние пятнадцать лет (примерно с начала 2000-х годов). Наплавные мосты сгруппированы по рекам.
2. Информация о "нерегулярных" наплавных мостах Липецкой области в указанный период (то есть об обсуждаемых проектах наплавных мостов) приведена в отдельном списке.
3. В таблице приведены данные на начало 2016 года. Временные изменения (закрытие на зимний период, закрытие на период паводка или закрытие для кратковременного ремонта) в таблице не учтены.
4. Долгота и широта всех объектов указана по данным системы Яндекс.Карты без округления и без проверки по другим источникам. Для некоторых действующих мостов спутниковые снимки могли быть сделаны в период временного отсутствия переправы или в период временного закрытия переправы. Некоторые ликвидированные мосты могут быть показаны на старых спутниковых снимках.
5. В названиях геоинформационных систем (электронных карт) использованы следующие сокращения: Я.к=Яндекс.Карты, G.m=Google.maps, Wm=Wikimapia, еС=eСоседи.
6. Примерные расстояния между мостами всегда указаны по главному руслу реки.
7. У всех понтонных мостов в списке отсутствуют моторные суда для обслуживания переправы, отсутствуют дополнительные причалы для высокой воды и отсутствуют дополнительные паромы.
8. Санаторий "Сухоборье" был построен как ведомственный санаторий известного Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Сейчас этот санаторий по прежнему тесно связан с НЛМК.
9. По непроверенной информации, Донская переправа около двадцати лет назад была унесена ледоходом и стала работать как Замятинская переправа. Около 2012 года этот же самый наплавной мост ледоходом унесло из Замятино на несколько десятков километров. А вскоре при попытке установить наплавной мост на место мост эффектно затонул на глазах публики. Хотя незадолго до этого мост успешно прошёл очередной текущий ремонт. Это информацию ещё нужно будет перепроверить. Но в Липецкой области уже давно нет судоходства, так что точная история беглого моста действительно очень любопытна.
10. Весной 2016 года в Липецке было начато обсуждение проекта строительства постоянного пешеходного моста на остров около Центрального пляжа. Но никаких решений пока не принято.


Общие выводы

1. Несмотря на полный упадок коммерческого судоходства в Липецкой области, технология наплавных переправ в регионе смогла выжить. Число наплавных переправ постоянно сокращается, но даже в среднесрочной перспективе в регионе сохраниться хотя бы одна наплавная переправа.
2. Липецкая область использует наплавные понтонные мосты самой простой конструкции: без моторных судов, без дополнительных паромов, без высоких причалов. Разводку мостов проводят с берега, оперативная разводка мостов нигде не предусмотрена, даже на официально судоходном участке реки Дон.
3. Наплавные переправы в регионе достаточно хорошо пережили постперестроечный кризис. Например, из шести наплавных переправ, сохранившихся к началу 2000-х годов, была ликвидирована по ветхости только одна переправа в Липецке (которая вовсе не имела хозяйственного значения, только рекреационное), при этом два наплавных были заменены полностью новыми конструкциями. Так что в Липецкой области основной причиной сокращения числа наплавных переправ является строительство автодорожных мостов. Закрытие переправ из-за нехватки финансирования носит второстепенный характер.
4. Почти все наплавные мосты в списке являются государственными бесплатными переправами общего пользования. Единственным примером наплавного моста необщего пользования является мост санатория "Сухоборье". Коммерческих наплавных мостов в регионе нет, хотя после ликвидации наплавного моста в Липецке это направление частично заняли частные суда (хотя в основном отдыхающие просто перестали посещать этот остров).
5. Наплавные мосты в регионе четко делятся на автомобильные и пешеходные. От автомобильных переправ до ближаших постоянных мостов не менее нескольких десятков километров, при этом автомобильные переправы имеют некоторое транзитное значение. Пешеходные мосты не имеют транзитного значения, они важны только для жителей одного или двух населенных пунктов. При этом не дальше нескольких километров от пешеходной переправы уже есть постоянный мост. Особым случаем являются пешеходные мосты на острова в пойме реки. Эти мосты являются единственными мостами на острова, но коммерческого значения такие мосты не имеют.
6. По форме собственности автомобильная переправа принадлежат государству в лице областных властей. Пешеходные переправы принадлежат местным муниципалитетам. Поэтому формально государственные власти не отвечают за пешеходные переправы и не финасируют пешеходные переправы. Особым случаем является мост санатория "Сухоборье", этот мост вероятно принадлежит коммерсантам.
7. Оперативное управление обоими переправами Задонского района осуществляет государственная автодорожная организация областного уровня. А вот оперативное управление переправами в Липецке и Ельце осуществляли и осуществляют различные муниципальные предприятия. В Ельце новым мостом первоначально вероятно занималось МУП г. Ельца по благоустройству и оказанию услуг по погребению, сейчас эксплуатацией моста вероятно занимается МБУ "Аварийно-спасательная служба". Мостом санатория "Сухоборье" вероятно управляет сам санаторий, по Усмани информации совсем нет.
8. В Липецкой области расположение наплавных мостов явно тяготеет к судоходным рекам. Оба моста в Задонском районе расположены на судоходном участке Дона, река Воронеж вероятно была официально судоходной до начала 80-х годов. Хотя в Ельце и Усмани наплавные мосты находиться на реках, которые очень давно стали несудоходными. Но в целом для несудоходных рек Липецкой области более характерны другие типы неполноценных переправ: низководные мосты и насыпные мосты по остаткам разрушенных плотин. До строительства Единой Энергосистемы в Липецкой области действовало до двух десятков гидроэлектростанций, плюс плотины водяных мельниц, так что разрушенных плотин в Липецкой области очень много.

Переспективы наплавных мостов Липецкой области

1. Краткосрочных угроз наплавным мостам нигде нет, в регионе налажен процесс их обновления и текущего финансирования.
2. В среднесрочной переспективе основная угроза для Замятинской переправы это строительство автодорожного моста, основная угроза для Донской переправы и моста в Усмани это недостаток финансирования, для наплавного моста в Ельце очевидных угроз нет. Переспективы моста санатория очень сильно зависят от настроений хозяев НЛМК, для которых санаторий является третьестепенным бизнесом.
3. Переспективы обоих наплавных мостов Задонского района сильно зависят от того, сохранит ли Дон статус судоходной реки. Постоянные высоководные мосты через Дон достаточно дорогие и сложные, а низководные мосты на несудоходной реке можно будет строить быстро и просто.


Cтраница создана 6 февраля 2014 года, последнее обновление страницы 6 ноября 2016 года

Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона