Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона

Список временных, учебных, проектируемых и обсуждаемых наплавных мостов Верхнего Дона

Список мостов

Наименование официальное (историческое) Широта Долгота Ссылки на карты Река Ближайшие постоянные высоководные мосты Ближайшие населённые пункты Тип переправы Собственность Оперативное управление Оперативная разводка Примечание
Липецкая область
Понтонный мост через р. Быстрая Сосна в г. Елец у Собора 52°37'18.81"N (52.621891) 38°30'31.59"E (38.508775) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Быстрая Сосна 0,55 км ниже автомобльного моста; 0,6 км ниже пешеходного моста; 2,05 км выше сезонного понтонного моста; 3,7 км выше железнодорожного моста город Елец Наплавной понтонный мост (пешеходный) Город Город (МУП г. Ельца по благоустройству и оказанию услуг по погребению) Не требуется (несудоходная река) ОБСУЖДЕНИЕ
Вопрос о строительстве наплавного моста обсуждался в 2014 году в связи с хорошими отзывами по работе обновлённого понтонного моста в районе ул. Нижний Затон
Воронежская область
Временный наплавной мост в Новой Усмани 51°38'21.61"N (51.639337) 39°24'29.98"E (39.408329) Я.к
G.m
Wm
еС
рукав р. Усмань (Усманка) 150 м ниже пешеходного моста; 8,05 км ниже автомобильного моста; 4,85 км выше автомобильного моста Новая Усмань Новоусманский район Наплавной понтонный мост Область Область (вероятно ОАО "Воронежавтодор") Не требовалось (несудоходная река) ВРЕМЕННЫЙ МОСТ
Построен в мае 2004 Павловским заводом после частичного обрушения автодорожного моста, ликвидирован вероятно в конце 2004
Понтонный мост через р. Воронеж у п. Рамонь рядом с существующим низководным мостом 51°54'19.49"N (51.905415) 39°21'5.19"E (39.351443) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Воронеж 38,1 км ниже автодорожного моста; 6,3 км ниже низководного автодорожного моста; 20,0 км выше автодорожного моста Рамонь, Станция Рамонь Рамонский район Наплавной понтонный мост Вероятно область Вероятно область Не требуется (несудоходная река) ОБСУЖДЕНИЕ
Вопрос о строительстве наплавного моста на время половодья поднимался в 2014 году в связи с планируемой ликивидацией пассажирского сообщения по железной дороге
Белгородская область
Понтонный мост через р. Потудань у с. Шаталовка 51°8'36.63"N (51.143508) 38°16'45.6"E (38.279333) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Потудань (р. Боровая Потудань) Точное местоположение понтонного моста неизвестно Шаталовка Старооскольский район Наплавной понтонный мост Вероятно сельсовет Вероятно сельсовет Не требуется (несудоходная река) ПРОЕКТ
В 2009 году районные чиновники объявили о планах по строительству нового понтонного моста в Шаталовке
Волгоградская область
Понтонный мост через р. Медведица у х. Заполянский рядом с существующим низководным мостом 50°13'36.19"N (50.226719) 43°47'41.29"E (43.794803) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Медведица 22,7 км ниже наплавного моста; 38,2 км ниже автодорожного моста; 77,3 км выше автодорожного моста Сергиевская, Заполянский Даниловский район Наплавной понтонный мост Вероятно сельсовет Вероятно сельсовет Не требуется (несудоходная река) ОБСУЖДЕНИЕ
Вопрос о строительстве наплавного моста поднимался в 2013 году в связи с плохим состоянием существующего низководного автодорожного моста
Переправа через р. Дон у х. Песковатка на время военных учений 48°54'48.47"N (48.913465) 43°48'43.19"E (43.811998) Я.к
G.m
Wm
еС
р. Дон Точное местоположение переправы неизвестно Песковатка Городищенский район Наплавной мост Вооруженные Силы Вооруженные Силы На период учений разводка не предусматривалась (судоходная река) УЧЕБНЫЙ МОСТ
Точно наводился в 2012, возможно наводился в 2013 и в 2016.

Примечания к списку

1. В таблице приведена информация обо всех "нерегулярных" наплавных мостах Верхнего Дона. Под "нерегулярными" мостами понимаются мосты, которые были построены специально как временные переправы или учебные переправы за последние пятнадцать лет (то есть примерно с начала 2000-х годов). Также в это число включены наплавные мосты, которые не были фактически построены. Однако эти мосты были фактически спроектированы или эти мосты публично обсуждались чиновниками за последние пятнадцать лет (то есть примерно с начала 2000-х годов).
2. В таблице приведены данные на начало 2016 года. Обсуждения проектов мостов, в которых не принимали участия официальные лица, в таблице не учтены. Статус моста (ВРЕМЕННЫЙ МОСТ, УЧЕБНЫЙ МОСТ, ПРОЕКТ, ОБСУЖДЕНИЕ) указан в графе Примечание.
3. Долгота и широта всех объектов указана по данным системы Яндекс.Карты без округления и без проверки по другим источникам. Поскольку все наплавные мосты из этой таблицы либо не дошли до стадии постройки, либо являлись временными мостами, то собственно наплавных мостов на спутниковых снимках конечно нет.
4. В названиях геоинформационных систем (электронных карт) использованы следующие сокращения: Я.к=Яндекс.Карты, G.m=Google.maps, Wm=Wikimapia, еС=eСоседи.
5. Примерные расстояния между мостами всегда указаны по главному руслу реки.
6. Название кажого региона в таблице является ссылкой на страницу с подробной информацией обо всех "регулярных" наплавных мостах данного региона (если в данном регионе есть "регулярные" мосты).
7. В связи с отказом Воронежской области от финансирования пригородных поездов в регионе в начале 2014 года ожидалось полное прекращение пассажирского движения на станцию Рамонь. В связи с этом в январе 2014 объявлено о планах регулярной установки на реке Воронеж у станции Рамонь понтонного моста на период затопления низководного автодорожного моста. Ранее этот маршрут в период затопления обслуживал лодочный перевоз.
8. Особенность Воронежской области это временный понтонный мост в Новой Усмани. Это было реально необычное сооружение, обычно на период ремонта высоководных автомобильных мостов строят просто низководные автомобильные мосты. Другой осоенностью этого моста было то, что он перекрывал только один рукав реки Усмань. Через второй рукав реки (у Усмани очень широкая пойма) продолжал действовать существующий высоководный автодорожный мост (этот мост не считался аварийным).
9. Переправа через реку Дон у х. Песковатка наводится специализированными понтонными частями, обычно во время крупных военных учений. Такие учения обычно проводятся летом и продолжаются несколько дней. Официально подробная информация о времени и месте наведения переправы обычно не предоставляется. Учебные переправы в регионе также наводят в бассейне реки Волга и на закрытой территории полигона Прудбой. Поэтому неизвестно, когда именно военные наводили переправу через Дон.


Общие выводы

1. Особый случай представляют собой наплавные мосты для военных учений. В Волгоградской области дислоцируется понтонно-мостовой батальон железнодорожных войск. У этого батальона есть собственный учебный полигон, также периодически этот батальон строит учебные мосты в различных местах в бассейне Дона и Волги. Эти мосты отличаются черезвычайно высокой грузоподъемностью, их номинальная грузоподъёмность на порядок выше грузоподъёмности гражданских мостов. Если по многим гражданским наплавным мостам запрещено движение средних грузовиков, то по военным мостам возможно движение тяжёлых танков. Конструктивно это связано с тем, что военные наплавные мосты могут использоваться как железнодорожные. Но в бассейне Верхнего Дона эти мосты наводились только как автодорожные мосты. Также военные мосты отличаются очень широкой функциональностью, например многониточность (одновременное наведение двух наплавных мостов и моторной паромной переправы) и черезвычайно быстрое наведение (если гражданские наплавные мосты наводят по несколько месяцев, то военный мост можно навести за несколько часов). В бассейне Верхнего Дона для гражданских целей военные наплавные мосты в последние годы не используются, эти мосты всегда наводят на короткий период времени только для учебных целей.
2. В ходе больших военных учений 2012 года в состав переправы у Песковатки входил основной наплавной мост, ложный наплавной мост и моторная паромная переправа. Но в разные годы состав учебных переправ может изменяться. Кроме реки Дон у Песковатки, учебный наплавной мост может наводится в бассейне реки Волга или просто на учебном водоеме полигона Прудбой.
3. Временные наплавные мосты нехарактерны для современного Верхнего Дона. Обычно высоководные мосты либо частично закрывают на ремонт, либо строят временные низководные мосты. Но в Новой Усмани произошло аварийное обрушение существующего высоководного автодорожного моста под движущимся транспортом. Вероятно, полная внезапность ситуации и сложная авария моста (частичное обрушение одного из пролётов) и стали причиной строительства временного понтонного моста.
4. Обсуждаемые и проектируемые наплавные мосты можно поделить на две группы: автомобильные и пешеходные. От автомобильных переправ до ближайших высоководных мостов не менее нескольких десятков километров. Пешеходные наплавные мосты могут проектироваться даже в том случае, если расстояние до ближайшего высоководного моста не более нескольких километров.
5. В бассейне Верхнего Дона отмечено два случая обсуждения новых наплавных автомобильных мостов. В обоих случаях наплавные мосты хотели построить в непосредственной близости от существующих низководных автомобильных мостов. В случае с Заполянский существующий низководный мост находился в плохом состоянии и требовал постоянного ремонта. Поэтому наплавной мост обсуждался как замена существующего низководного моста. Сельсовет надеялся, что новый понтонный мост будет гораздо дешевле в эксплуатации, чем старый низководный мост. В Рамони ситуация другая. Для реки Воронеж характерны паводки невысокие, но очень длительные. Соответственно низководный мост долгое время недоступен для легковых машин. Строительство понтонного моста могло бы значительно сократить срок закрытия движения. Но оба моста не вышли из стадии обсуждения.
6. В бассейне Верхнего Дона отмечен один случай проектирования пешеходного наплавного моста в Шаталовке. Возможно, этот мост фактически построен, но подтверждений этому не удалось найти. Этот проект выглядит несколько странно, так как через реки таких размеров обычно строят низководные пешеходные мосты или висячие пешеходные мосты. Но мост в Шаталовке проектировался в комплексе с пешеходным понтонным мостом в райцентре, в старом Осколе на реке Оскол бассейна Северского Донца.

Переспективы обсуждения и проектирования новых наплавных мостов в бассейне Верхнего Дона

1. Технология наплавных мостов в регионе пока является актуальной, хотя и явно угасающей. Тем не менее за последние годы отмечено как минимум три случая обсуждения или проектирования новых наплавных мостов в разных регионах, плюс к этому был фактически построен один новый наплавной мост. То есть некоторый статистически достоверный интерес к новому строительству по этой технологии пока есть.
2. Новые автомобильные наплавные мосты обсуждаются, проектируются и строятся по трассам уже существующих паромных переправ или мостовых переходов. Случаев появления наплавных мостов по новым трассам фактически нет. А вот случаи появления наплавного моста вместо паромной переправы или вместо старого низководного моста пока вполне возможны.
3. Появление новых пешеходных наплавных мостов возможно, но маловероятно. Новые пешеходные наплавные мосты появляются слишком редко, так что выявить тенденцию не получается.


Cтраница создана 6 марта 2014 года, последнее обновление страницы 23 октября 2016 года

Главная страница списка наплавных мостов Верхнего Дона