Исторические расписания речного транспорта

Анализ прохождения судов транзитных линий по Куйбышевскому порту (1963, 1964, 1965)

Расписания прохождения пассажирских судов транзитных линий по Куйбышевскому порту с 1963 года по 1965 год в исходном виде представлены на отдельных страницах: 1963 год, 1964 год, 1965 год. А на этой странице представлены результаты анализа исходных расписаний.

Раньше я думал, что расписания движения волжских судов транзитных линий в эти годы были достаточно стабильными, то есть изменения расписаний были редкими и незначительными. Однако анализ расписаний с 1963 года по 1965 год показывает, что каждый год были достаточно серьёзные изменения расписания судов транзитных линий. То есть Министерство речного флота в эти годы явно пыталось оптимизировать графики движения судов.

Прохождение судов транзитных линий по Куйбышевскому порту
Линия
скорая/пассажирская
ГодПрибытиеОтправлениеСтоянкаЧастота движения и парная линия
1. Парные линии всегда одного типа (скорые или пассажирские)
2. Под отсутствием парной линии понимается отсутствие в Куйбышеве (полного расписания по бассейну у меня нет)
Москва-Ростов
скорая
196308.1010.302.20Через день с Москва-Астрахань
196413.3015.302.00Через день с Москва-Астрахань
196524.0003.003.00Через день с Ярославль-Астрахань
Москва-Астрахань
скорая
196308.1010.302.20Через день с Москва-Ростов
196413.3015.302.00Через день с Москва-Ростов
196507.3010.002.30Через день без парной линии
Ростов-Москва
скорая
196316.3019.303.00Через день с Астрахань-Москва
196416.3019.303.00Через день с Астрахань-Москва
196522.0001.003.00Через день с Астрахань-Ярославль
Астрахань-Москва
скорая
196316.3019.303.00Через день с Ростов-Москва
196416.3019.303.00Через день с Ростов-Москва
196517.0020.003.00Через день без парной линии
Горький-Астрахань
скорая
196313.0015.302.30Ежедневно
196408.0011.003.00Ежедневно
196514.0017.003.00Ежедневно
Астрахань-Горький
скорая
196320.0023.003.00Ежедневно
196420.0022.002.00Ежедневно
196513.0016.003.00Ежедневно
Пермь-Ростов
скорая
196307.1012.004.50Через день без парной линии
196403.0006.303.30Через день с Пермь-Астрахань
196504.0006.002.00Через день с Пермь-Астрахань
Пермь-Астрахань
скорая
196302.1506.304.15Через день без парной линии
196403.0006.303.30Через день с Пермь-Ростов
196504.0006.002.00Через день с Пермь-Ростов
Ростов-Пермь
скорая
196324.0001.501.50Через день без парной линии
196405.3010.305.00Через день без парной линии
196521.0022.301.30Через день с Астрахань-Пермь
Астрахань-Пермь
скорая
196312.0016.004.00Через день без парной линии
196413.0016.303.30Через день без парной линии
196521.0022.301.30Через день с Ростов-Пермь
Ярославль-Астрахань
пассажирская
196311.0016.305.30Через день с Горький-Астрахань
196411.0016.005.00Через день с Горький-Астрахань
1965Пассажирская линия Ярославль-Астрахань стала скорой
Горький-Астрахань
пассажирская
196311.0016.305.30Через день с Ярославль-Астрахань
196411.0016.005.00Через день с Ярославль-Астрахань
1965Пассажирская линия Горький-Астрахань закрыта, осталась только скорая
Астрахань-Ярославль
пассажирская
196307.3013.005.30Через день с Астрахань-Горький
196406.3012.306.00Через день с Астрахань-Горький
1965Пассажирская линия Астрахань-Ярославль стала скорой
Астрахань-Горький
пассажирская
196307.3013.005.30Через день с Астрахань-Ярославль
196406.3012.306.00Через день с Астрахань-Ярославль
1965Пассажирская линия Астрахань-Горький закрыта, осталась только скорая
Ярославль-Астрахань
скорая
1963Линия Ярославль-Астрахань работала как пассажирская
1964Линия Ярославль-Астрахань работала как пассажирская
196524.0003.003.00Через день с Москва-Ростов
Астрахань-Ярославль
скорая
1963Линия Астрахань-Ярославль работала как пассажирская
1964Линия Астрахань-Ярославль работала как пассажирская
196522.0001.003.00Через день с Ростов-Москва

Как видно из таблицы, графики транзитных судов значительно изменялись каждый год. Для общего анализа изменение времени прибытия или отправления не более чем на 3 часа можно условно считать незначительным изменением. А изменение времени прибытия и отправления более чем на 3 часа, изменение типа линии или изменение парной линии можно условно считать значительным изменением.

В расписании 1963 годы было 7 линий, то есть 14 "полулиний". В расписании 1964 года из 14 "полулиний" 6 изменились значительно, 6 изменились незначительно и только 2 не изменились. Из 7 линий 5 изменились значительно и 2 незначительно.

В расписании 1963 годы также было 7 линий, то есть 14 "полулиний". В расписании 1965 года из 14 "полулиний" 12 изменились значительно и 2 изменились незначительно (в обоих случаях были значительные изменения в предыдущий год). Все 7 линий изменились значительно.

Таким образом, графики движения транзитных судов значительно изменялись каждый год, расписание явно нельзя назвать стабильным. Отдельные примеры стабильности в расписании конечно есть. Например для "полулинии" Пермь-Астрахань время прибытия за 2 года изменилось на 1 час 45 минут, а время отправления изменилось на 30 минут. В этом случае главным изменением стало появление парной линии. Но в большинстве случаев изменения были действительно значительные.

Самым главным изменением за эти годы стала полная отмена всех пассажирских линий. На скорых линиях было существенно меньше остановок. Поэтому отказ от пассажирских линий фактически означал отказ от традиционного линейного принципа организации перевозок и переход на иерархическую модель: скорые ночные линии с остановками только в узловых пунктах и дальнейшая развозка на судах местных и пригородных линий. Аналогичные процессы в те годы шли и на железной дороге: дальние поезда значительно ускорились, однако при этом у них отменили большинство промежуточных остановок, которые передали пригородным поездам.

Для Самарской области одним из самых значительных изменений в эти годы стала отмена остановки всех судов транзитных линий на пристани Батраки/Октябрьск (в навигацию 1963 года эта пристань называлась ещё Батраки, а в навигацию 1964 года пристань стала называться уже Октябрьск). Однако не совсем понятно, в каком году именно отменили эту остановку. По воспоминаниям местным жителей, в навигацию 1964 года суда транзитных линий в Батраках/Октябрьске уже не останавливались. В 1964 году пассажирские линии ещё действовали, в этом случае отмена остановки была связана с переносом пристани из-за строительства водохранилища. А вот если остановку судов транзитных линий в Батраках/Октябрьске отменили в навигацию 1965 года, то это явно было связано с отменой пассажирских линий.

Общие характеристики прохождения судов транзитных линий по годам
Характеристика1963 год1964 год1965 год
Минимальный шаг расписания5 минут30 минут30 минут
Самое позднее отправление01.5022.0003.00
Самое раннее прибытие02.1503.0004.00
Ночной перерыв в движении0ч 25мин5ч 00мин1ч 00мин
Самое позднее прибытие24.0020.0024.00
Самое раннее отправление06.3006.3006.00
Самая короткая стоянка1ч 50мин (скорая)
5ч 30мин (пассажирская)
2ч 00мин (скорая)
5ч 00мин (пассажирская)
1ч 30мин (скорая)
Самая длинная стоянка4ч 50мин (скорая)
5ч 30мин (пассажирская)
5ч 00мин (скорая)
6ч 00мин (пассажирская)
3ч 00мин (скорая)
Максимальное число судов
на стоянке в порту
(время одновременной стоянки)
3(08.10-10.30)
3(11.00-15.30)
Всего 6ч 50мин
3(08.00-10.30)
3(13.30-15.30)
Всего 4ч 30мин
2(14.00-16.00)
2(22.00-22.30)
2(24.00-01.00)
Всего 3ч 30мин
Число линий по типам
и частота движения
7 всего
1 скорая ежедневно
4 скорая через день
2 пассажирская через день
7 всего
1 скорая ежедневно
4 скорая через день
2 пассажирская через день
6 всего
1 скорая ежедневно
5 скорая через день
Число отправлений в сутки
всего в каждом направлении
(до Волгограда или до Ульяновска)
4 всего
3 скорая
1 пассажирская
4 всего
3 скорая
1 пассажирская
3,5 скорая
Число отправлений в сутки
до Астрахани
3 всего
2 скорая
1 пассажирская
3 всего
2 скорая
1 пассажирская
2,5 скорая
Число отправлений в сутки
до Ростова
1 скорая1 скорая1 скорая
Число отправлений в сутки
до Перми
1 скорая1 скорая1 скорая
Число отправлений в сутки
до Горького
3 всего
2 скорая
1 пассажирская
3 всего
2 скорая
1 пассажирская
2,5 скорая
Число отправлений в сутки
до Ярославля
1,5 всего
1 скорая
0,5 пассажирская
1,5 всего
1 скорая
0,5 пассажирская
1,5 скорая
Число отправлений в сутки
до Москвы
1 скорая1 скорая1 скорая

Как видно из таблицы, в эти годы значительно менялись даже основные характеристики графика. Например график 1963 года был пятиминутный, а график 1964 года стал уже получасовым. Изменялось ночная работа вокзала. В графиках 1963 года и 1965 года прибытие и отправление судов осуществляется практически круглосуточно, никакого заметного ночного перерыва нет. А вот между ними в графике 1964 года чётко видно значительный ночной перерыв. Есть и другие заметные отличия.

Например в графике 1964 года по сравнению с графиком 1963 года максимальное время стоянки судов даже несколько выросло. Зато в следующем графике 1965 года время стоянки судов очень значительно уменьшилось. За счёт этого сократилось количество судов, одновременно стоящих в Куйбышеве. Если в графиках 1963 года и 1964 года одновременно стояли по 3 транзитных судна, то в графике 1965 года одновременно стоят только 2 судна, причём даже для 2 судов время одновременной стоянки судов снизилось.

По всем второстепенным направлениям (Москва, Пермь, Ростов) все графики обеспечивают 1 ежедневное отправление. На основном участке (Ульяновск - Волгоград) общая частота отправлений в 1965 году снизилась с 4 судов до 3,5 судов за счёт отмены пассажирской линии Горький-Астрахань. Зато при этом частота отправлений скорых судов возросла с 3 судов до 3,5 судов за счёт того, что пассажирская линия Ярославль-Астрахань стала скорой линией.

Проанализированные расписания прохождения пассажирских судов транзитных линий по Куйбышевскому порту с 1963 года по 1965 год в исходном виде представлены на отдельных страницах: 1963 год, 1964 год, 1965 год.


Страница создана 31 января 2016 года, последнее обновление страницы 31 января 2016 года

Исторические расписания речного транспорта