Современная история Верхнего Дона

Доставка негабаритного груза на сахарный завод в город Лиски

В последние годы речные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов на Верхнем Дону совершаются в основном на Нововоронежскую АЭС. Возможно, также была проведена такая перевозка по заказу Лебединского ГОКа в город Губкин. Также есть как минимум один пример состоявшейся перевозки таких грузов на сахарный завод в город Лиски. Пример любопытный, так как сахарный завод (в отличие от АЭС и ГОК) является предприятием среднего размера. Тем не менее пример показывает, что для предприятий среднего размера тоже может понадобиться перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов.

Оператором перевозки грузов на сахарный завод была компания Инкотек Карго, которая любезно опубликовала подробный пресс-релиз о проделанной работе. Благодаря этому, перевозка грузов достаточно подробно описана в Интернете. Найти пресс-релиз можно по ключевым словам "Лискисахар" и "Инкотек Карго" или "Лискисахар" и "эвапоратор" (это название самой тяжеловесной установки). Для примера можно привести такой пресс-релиз:
http://www.ukrsugar.kiev.ua/news/6257

Россия. Компания ИНКОТЕК КАРГО доставила заказчику сахарный завод
Компания <ИНКОТЕК КАРГО> завершила в августе уникальную операцию по транспортировке оборудования завода по производству сахара для ОАО <ЛИСКИСАХАР> (город Лиски Воронежской области), включавшего следующие технологические линии:
1. Технологическая линия для сушки жома из сахарной свеклы.
2. Технологическая линия для гранулирования жома.
3. Технологическая линия для сульфитации сахарного сиропа.
4. Линия для упаковки гранулированного жома в мешки.
5. Производственная линия для улучшения качества смеси кристаллов сахара и сиропа путем отделения кристаллов сахара от межкристальной жидкости и удаления остатка патоки для повышения цветности.
На первом этапе оборудование завода было доставлено в середине июня из Ирландии в Морской порт Санкт-Петербург. Объем партии составил 68 грузо-мест суммарным весом 950 тонн, в том числе 28 40-футовых контейнеров. Контейнерный груз был перегружен и доставлен заказчику автотранспортом, а генеральный груз, состоявший из 2 жомосушильных аппарата общим весом 162 тонны и выпарного котла (эвапоратор) весом 77 тонны, был перегружен в Морском порту Санкт-Петербург на судно типа река-море <Окский>. По причине большой осадки судна, не позволявшей ему дойти напрямую до пункта назначения, сотрудники <ИНКОТЕК КАРГО> разработали специальный мультимодальный маршрут транспортировки. В результате, оборудование, доставленное водным путем до порта Калач - на - Дону, было перегружено на мелкосидящие несамоходные баржи и затем с помощью буксирного сопровождения доставлено до города Лиски.
Несмотря на наличие речного порта в Лисках, существующие причалы нельзя было использовать для выгрузки оборудования с барж из-за недостаточного вылета стрелы тяжеловесного мобильного крана. Потому было принято решение о выгрузке на необорудованном берегу реки Дон с местным усилением береговой линии.
При перегрузке оборудования с барж на автотранспорт был задействован уникальный мобильный кран грузоподъемностью 400 тонн. На всем протяжении пути следования груза на монтажную площадку строящегося сахарного завода осуществлялось отключение и подьем линий электропередач, а также перекрытие автомобильных дорог. В автотранспортной перевозке был задействован собственный тяжеловесный автопоезд, грузоподъемностью до 90 тонн.
В завершающей стадии операции выгрузка оборудования на монтажную площадку завода производилась мобильным краном грузоподъемностью 250 тонн. А монтажные работы (кантовка оборудования из горизонтального положения в вертикальное) и установка эвапоратора в рабочее положение выполнялись при помощи спаренной работы кранов грузоподъемностью 250 и 400 тонн каждый.

На сайте РЖД-Партнёр кроме подробного пресс-релиза
http://www.rzd-partner.ru/news/different/310564/
размещён также подробный фоторепортаж с небольшими комментариями (в виде подписей к фотографиям):
http://www.rzd-partner.ru/news/different/310604/

В принципе, по этим фотографиям можно даже определить тип речной баржи, место разгрузки баржи и маршрут следования автопоезда. Но я пока на это неспособен, так что лично я никак не могу прокомментировать данные ценные фото.

Любопытно сравнить эту перевозку в Лиски с другими перевозками тяжеловесных грузов. В обоих случаях, и в Воронеже и в Лисках, есть действующие речные порты. Но разгрузка проводилась на необорудованный берег, так как оба порта были неприспособлены для приёма тяжеловесных грузов. В Нововоронеже вероятно никогда не было даже грузовой пристани, так что там для перевозки тяжеловесных грузов кажется был построен специальный новый причал.

Из лискинского случая также четко видно, что на Верхнем Дону сейчас перевозят только тяжеловесные и негабариные грузы. В лискинском случае отправитель отправил морским транспортом полный комплект грузов. А в российском морском порту весь габаритный груз был отправлен автотранспортом, на речной транспорт передали только негабритный груз. Вероятно, во всех остальных случаях первозки негабаритов на Верхнем Дону ситуация была аналогичная.

Также из лискинского случая чётко видно, что суда с ЕГС (даже такие небольшие, как типа Окский) не заходят на Верхний Дон. Поэтому в случае перевозок грузов на Верхний Дон обычно производят перегрузку в Калаче на верхнедонские суда. Все верхнедонские суда имеют класс на выше Р, поэтому для них слишком проблемно далеко заходить на ЕГС.

Также из лискинскго случая видно, что на завершающем этапе перевозки грузы всегда перегружают на автотранспорт. Насколько известно, и в случаях с АЭС и ГОКом ситуация аналогичная. Хотя АЭС и Лискисахар стоят близко к берегу реки, но современная логистика уже просто не в состоянии обойтись без автотранспорта. Из этого очевидно, что основным конурентом речников по перевозке негабаритов является автотранспорт. В принципе, современые многоколесные специализированные автопоезда могут перевозить грузы до нескольких сот тонн, это уже вполне сравнимо с верхнедонскими баржами. Но при дальних перевозках автотранспортом приходится выполнять специальные расчёты для каждого моста на маршруте, а при необходимости и укреплять мосты. Также надо договориться о снятии всех проводов на маршруте, это также долго и дорого. С другой стороны, грузы на автотранспорте можно возить круглый год. А у речников сильно выражена сезонность, зимняя навигация практически запрещена, а летом на Дону хроническое маловодье. Поэтому сейчас речники и автотранспортники конкурируют друг с другом, это видно на примере перевозки грузов для АЭС.


Страница создана 21 апреля 2013 года, последнее обновление страницы 8 марта 2016 года

Современная история Верхнего Дона