Военная история Верхнего Дона

Канонерские лодки в Лисках в 1919 году

Боевые корабли специальной постройки никогда не участвовали в боевых действиях на Верхнем Дону. Но всё таки была одна попытка использования таких кораблей. Как написано в известной книге историка Широкорада:
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1999_08/p8.php

Две канлодки (N 310 и N 311) 9 мая 1919 г. было решено включить в состав вновь формируемой красной Донской флотилии. Канлодки N 310 и N 311 17 мая были отправлены из Саратова по железной дороге на Дон. 20 мая они прибыли на пристань Лиски. Найти данные о боевых действиях канлодок N 310 и 311 на Дону не удалось. В связи с наступлением белых 29 июня 1919 г. красные приступили к ликвидации Донской флотилии, и канлодки N 310 и 311 были отправлены по железной дороге из Лисок назад в Саратов.

Вот цитата из другой книги этого же автора: http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab3/36.html

Боевые возможности Донской флотилии резко увеличились после прибытия с Волги канонерских лодок N 3 и N 6 постройки ГВИУ. Обе канонерки были отправлены по железной дороге из Саратова 17 мая и через три дня прибыли на станцию Лиски. В связи с наступлением Деникина 29 июня началось расформирование красной Донской флотилии. Канонерки ГВИУ N 3 и N 6 были отправлены по железной дороге в Саратов. 29 июня 1919 г. обе канонерки вновь вошли в состав Волжской флотилии.

По стандартной советской классфикации эти "канонерские лодки" были бронекатерами. Но в любом случае, эти катера имели достаточно большой вес и размеры. При перевозках по железной дороге такие размеры и вес не создавали проблем. Но возить такие катера по грунтовым дорогам гужевой тягой было конечно непросто.

Водоизмещение, т.
- нормальное 21
- полное 30
Длина наибольшая, м 20.4
Ширина наибольшая, м 3,2
Углубление при нормальном водоизмещении, м:
- носом 0,55
- кормой 0,75

Однако на официальном сайте порта Лиски в разделе История прямо написано, что в 1919 году в Лисках ещё не было портовой железнодорожной ветки. Это Flash-сайт, поэтому нельзя дать прямую ссылку на нужную страницу.
http://www.portls.ru/

1927-й стал годом рождения пристани Лиски. Если до этого грузы, перевозимые по реке, сначала вручную загружались в подводы, доставлялись на грузовой двор станции Лиски и только затем загржались в вагоны, то с 1927 грузовые операции стали осуществляться непосредственно у берега Дона, на тупиковой железнодорожной ветке. Заключение узлового соглашения между речниками и железнодорожниками по технологическому использованию этой ветки для перевалки грузов ы 1927 году и стало датой рождения головного предприятия водного транспорта на Верхнем Дону - пристани Лиски.

То есть почти наверняка 1919 портовой ветки в Лисках ещё не было. А от грузового двора станции до реки не менее километра по длине, причем меженный уровень реки примерно на десять метров ниже уровня станции. Если весна в 1919 году была поздняя, то катер как-нибудь могли дотащить вниз до воды. Но вытащить катера обратно в конце июня(это уже явно меженный уровень) явно было очень и очень сложно. Никаких сведений о действиях канлодок на Дону нет. Никаких сведений о героических усилиях по перетаскиванию канлодок(да ещё в условиях отступления красных) тоже нет. Так что лично я думаю что эти канлодки полтора месяца просто простояли на своих железнодорожных транспортёрах на станции Лиски, после чего их отправили обратно в Саратов.

Широкорад также пишет о попытке красных использовать минное оружие. Насколько известно, это единственная попытка использовать минное оружие на Верхнем Дону осталась неосуществлённой. Других попыток не было. Немцы в 1942-1943 часто ставили мины в Волге, но никогда не пытались заминировать Дон.

На станцию Лиски доставили 100 речных мин типа <С>.

А вообще конечно техническая продвинутость советских вождей просто поражает. Они собиралсь использовать на Верхнем Дону канонерские лодки, речные мины и химические снаряды. В этом примере явно видна нездоровая любовь совестких вождей ко всяким бессмысленным техническим новинкам.


Страница создана 22 февраля 2013 года, последнее обновление страницы 8 марта 2016 года

Военная история Верхнего Дона