Анализ довоенных советских конституционных актов

Религиозная проблематика в довоенных советских конституционных актах

В довоенных конституциях с религиозной проблематикой были прямо связаны следующие личные права граждан:

  • Право на свободное исповедание религии
  • Право получения убежища по религиозным мотивам
  • Лишение избирательных прав по религиозным мотивам

    В довоенных конституциях при формулировке следующих личных обязанностей граждан использовалась религиозная терминология:

  • Трудовая повинность
  • Воинская повинность
  • Укрепление социалистической собственности

    Следующие базовые принципы довоенных конституций имеют прямое отношение к религиозной проблематике:

  • Отношение к коммунистической партии
  • Понятие свободы как освобождения от эксплоатации и рабства
  • Формулировка цели существования государства

    Ниже все эти темы рассматриваются более подробно, также приведены ссылки на страницы с цитатами из конституционных актов.


    Право на свободное исповедание религии (свобода совести)

    Когда сейчас вспоминают отношение советской власти к религии, то обычно вспоминают про научный атеизм и материализм. Применительно к довоенному времени ещё вспоминают воинствующих безбожников, жестокие репрессии против священнослужителей и массовое уничтожение храмов. А вот советские конституции дают совершенно другой образ эпохи. Уже осенью 1917 года обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" за подписями Ульянова-Ленина и Джугашвили-Сталина объявляло верования мусульман свободными и неприкосновенными. А Конституция РСФСР 1918 года прямо признавала за всеми гражданами не только полную свободу совести, но даже и свободу религиозной пропаганды. Хотя конечно некоторые проблемы видно даже по конституционным актам. Трудящиеся христиане, в отличие от трудящихся мусульман, так и не удостоились обращения от вождей. А свобода религиозной пропаганды признавалась только за отдельными гражданами, а не за общинами и организациями.


    Право убежища за "религиозные убеждения"

    Конституция РСФСР 1925 года предоставляла право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за "религиозные убеждения". То есть предполагалось, что в советском государстве невозможны никакие преследования за "религиозные убеждения". Правда уже в 1929 году эту формулировку отменили. Но всё равно интересно подумать, почему и зачем она появилась в 1925 году.


    Лишение избирательных прав по религиозным мотивам

    Характерной особенностью первых двух конституций РСФСР было лишение избирательных прав весьма многих жителей страны, например всех монахов. Эта конституционная норма прямо противоречила продекларированному в Конституции отделении церкви от государства. Ведь если советское государство отказывалось признавать церковные браки, то и было явно странно признавать пострижение в монашество. Так что это любопытный пример революционной логики. Как ни странно, но именно Сталинская конституция СССР 1936 года вернула монахам избирательные права.


    Всеобщая трудовая повинность: "Не трудящийся, да не ест!"

    Уже в апреле 1918 года советская власть объявила о двух основных повинностях граждан: трудовой и воинской. Формулировки этих повинностей в конституционных актах менялись. Удивительно, но при формулировке трудовой повинности в Конституции РСФСР 1918 года была использована цитата из послания апостола Павла. Построение фразы в целом также типично для церковнославянского языка. Вероятно, авторы Конституции сами поняли комичность ситуации, так как в Конституции СССР 1936 года тезис значительно переработали и привели к нормам русского языка.


    Всеобщая воинская обязанность как "священный долг"

    Формулировка воинской повинности в конституционных актах также были весьма любопытные. Конституция РСФСР 1918 года заявила о том, что "трудящимся" предоставляется "почетное право защищать революцию". А вот в Конституции СССР 1936 года было заявлено что "защита отечества есть священный долг каждого гражданина". Очевидно, что формулировка поменялась очень сильно. Очень показательно, что "священный долг" граждан атеистического государства был закреплён в Конституции.


    Социалистическая собственность как "священная основа"

    Термин "социалистическая собственность" впервые появился в Конституции РСФСР только в 1929 году. Ранее законодатели предпочитали другие формулировки, такие как "народное достояние" и "национальное достояние". Но зато уже в 1935 году социалистическая собственность была признана "основой советского строя". Конституция СССР 1936 года пошла ещё дальше и объявила социалистическую собственность "священной основой советского строя". Каким образом атеистическое государство могло иметь "священную основу" законодатели не стали пояснять.


    Коммунистическая партия как "руководящее ядро"

    Характерная особенность первых советских конституций связана с тем, что в них практически не упоминается коммунистическая партия. Впервые в конституционном акте партия упоминается только в 1935 году. При этом Конституции РСФСР 1918 и 1925 годов явно упоминали церковь в связи с её отделением от государства и монахов в связи с лишением их избирательных прав. Конституция СССР 1923 года впрочем ещё более удивительна: в ней нет упоминаний ни о партии, ни о церкви. Только в Конституции СССР 1936 года было наконец зафиксировано, что коммунистическая партия страны представляет собой "руководящее ядро всех организаций трудящихся".


    Свобода как "освобождение ... от всякого рабства и всякой эксплоатации"

    В первых советских конституционных актах очень много говорилось об эксплуатации. Особенно отличается в этом смысле Конституция РСФСР 1918 года. Собственно, свобода вообще понималась именно как победа над эксплуатацией. Фраза об "уничтожении эксплуатации человека человеком" вообще стала очень известной. Наверное, можно считать принципиальной особенностью советских конституций понимание свободы как полное отсутствие эксплуатации граждан. Это явно отличается от понимания свободы как гарантированного набора неких прав граждан.


    О задачах Конституции: "не будет ... государственной власти"

    Тезис о том, что целью существования РСФСР являлась "победа социализма во всех странах" хорошо известен. Менее известно, что в дальнейшем этот тезис был развернут: целью существования советского государства было прямо объявлено уничтожение государственной власти как таковой. Это весьма близко к известной идее всемирного советского государства, но формулировка тезиса весьма оригинальная.


    Выводы

    1. Советская республика в конституционных актах вовсе не была ни государством воинствующих безбожников, ни государством научного атеизма. Конституционные акты всего лишь признают за гражданами республики личное право на антирелигиозную пропаганду. О государстве говорится только то, что оно отделено от церкви. О государственной идеологии конституционные акты вообще мало говорят. Но ни материализм, ни атеизм, ни другие подобные идеологии явно не имели статуса государственной идеи советской республики.
    2. Вообще даже о коммунизме и коммунистической партии советские конституционные акты говорят удивительно мало. В принципе государственной идеологией советской республики можно считать социализм, то более что уже в 1918 году советская республика официально стала социалистической. Но конституционные акты удивительно мало и неконкретно говорят о том, что такое социализм. Тезис "от каждого по его способности, каждому - по его труду" звучит конечно красиво, но слишком неконкретно. Но в целом довоенные конституционные документы понимали построение социализма вовсе не как обеспечение всех граждан благами, типа бесплатной медицины или отдельной квартиры. Вообще построение социализма в то время понимали как обеспечение максимально возможной справедливости путём всяческой борьбы с рабством, эксплуатацией и частной собственностью.
    3. До конца 20-х годов советские конституционные акты были вполне веротерпимыми. Они гарантировали всем гражданам республики право религиозной пропаганды и даже признали за иностранцами право получения убежища по религиозным мотивам. В то время советское государство официально боролось только с Церковью как с организацией. С конца 20-х годов конституционное законодательство значительно ужесточилось. Было отменено не только право на пропаганду религии, но и право на исповедование религии. Конституции стали признавать только личное право на отправление религиозных культов.
    4. Одной из самых удивительных особенностей советских конституций является использование в текстах конституций социалистического государства косвенных (но легко узнаваемых) цитат из Священного Писания.


    Страница создана 22 ноября 2014 года, последнее обновление страницы 8 марта 2016 года

    Анализ довоенных советских конституционных актов